Лекция 6 Экспертная оценка действий водителей транспортных средств при объезде ТС 2, внезапно выехавшего на сторону ТС 1, с последующим возвращением ТС 2 на свою сторону движения
<...>
Ключевой вопрос, который встает перед экспертом в такой ситуации: оправдан ли маневр ТС 1 на сторону встречного движения? Здесь сразу следует отметить, что "оправданность действий" не является техническим понятием.
Исследование данной ситуации начинается с выяснения, была ли у водителя ТС 1 техническая возможность предотвратить столкновение с ТС 2 применением торможения в момент возникновения опасности для движения ТС 1, установленный следствием (судом).
<...> В случае отсутствия технической возможности <...> эксперты, отвечая на поставленный выше вопрос, могут выразить свое мнение о том, что, поскольку в момент возникновения опасности для движения ТС 1, указанный следствием, водитель ТС 1 не имел технической возможности предотвратить столкновение торможением и ПДД РФ не запрещают маневр как один из способов предотвращения ДТП при условии применения торможения (п. 10.1, абзац 2 ПДД), то применение маневра как такового с целью избежать встречное столкновение со стороны ТС 1 с технической точки зрения можно считать обоснованным.
<...>
Если направления движения разделены сплошной линией разметки 1.1, 1.2.1, 1.3 и ТС 1 их пересекло при повороте, то, с формальной точки зрения действия водителя ТС 1 не соответствовали положениям, содержащимся в п. 1.3 ПДД РФ и Приложении 2, о том, что пересекать линии 1.1-1.3 запрещается.
<...>
С неформальной, технической точки зрения эксперт может указать на данное несоответствие в действиях водителя ТС 1 только в случае, если следствием (судом) установлено, что водитель ТС 2 приступил к маневру возвращения на свою сторону движения (судя по началу перемещения ТС 2 в этом направлении) до начала отворота ТС 1, и водитель ТС 1 имел объективную возможность видеть начало маневра автомобиля ТС 2.
Если это не установлено, то с учетом выше изложенного действия водителя ТС 1 по изменению направления движения и пересечению линии 1.1-1.3 с технической точки зрения можно считать вынужденными в сложившейся ситуации.